вторник, 7 июня 2016 г.

Русский рекламный плакат

Неизв. худ. Парфюмерные товары. Тов-во Брокар и Ко. Москва. 1898

      Торговый рекламный плакат - сравнительно малоизвестное, но яркое и самобытное явление в художественной культуре России. Его рождение на рубеже XIX и XX  веков приходится на время промышленного и культурного расцвета страны. В это время Россия - организатор крупных национальных ярмарок, участник всех без исключения всемирных выставок и международных смотров технических и научных достижений.


Неизв. худ. Табак. [...] торгового дома Н.К.Попова в Москве. Берлин. 1890-е.

   Первыми заказчиками рекламных плакатов стали отечественные производители табака и папирос. В Москве первенство принадлежало С. Габаю и Н. Попову, а в Петербурге главенствовали А. Богданов, А. Шапошников  и другие. Авторами рекламы табачных изделий в конце XIX века широко использовались исторические и аллегоричесике образы: турки в фесках, запорожские казаки, восточные красавицы и  героический генерал Скобелев как напоминание о военном противостоянии России и Османской империи, недавней войне на Балканах и о происхождении табака, а также забавные старички-курильщики, символизирующие беззаботное времяпрепровождение.

Неизв. худ. Дедушка, кури "Нарзан". М. 1890-е.


На плакате московской табачной фабрики С. Габая изображен седовласый старец, олицетворяющий зиму, которому кудрявое дитя преподносит рождественский подарок - пачку папирос "Нарзан". Автор плаката, созданного для Н. Попова в Германии, нашел выразительную рекламную композицию, позволившую представить весь ряд популярных торговых марок папирос фабрики: "Дюшес", "Новый век", "Роскошь" и других. В начале XX века затейливость табачной рекламы достигла вершины. Особенно запоминающиеся образы встречаются в рекламе продукции петербургской фабрики А. Богданова.

Неизв. худ. Какао т-ва "Эйнем". Москва. Берлин. 1897

Примером тому служит плакат с папиросами "Бар", сюжетная картинка которого демонстрирует круг любителей-курильщиков этих  изысканных папирос: от чиновника и успешного торговца до аристократа и модницы, или реклама папирос "Важные" с изображением русского воина. Производство гильз для любителей папирос составляло особую индустрию. Художественной завершенностью отличаются плакаты московского фабриканта Викторсона с портретами курильщика и коммивояжера, в которых покупателей привлекает разнообразие вариантов папиросных гильз и необыкновенная красочность их упаковки.

Неизв. худ. Страховое общество "Россия". 1903

   С табачной продукцией в рекламе успешно конкурировали кондитерские изделия и развешенные чаи. Лидерами на российском "сладком" рынке выступали Эйнем и С. Сиу в Москве, Жорж Борман в Петербурге и Д. Кромский в Харькове. На чайном - А. Кузнецов, В. Попов, С. Споров. В плакатах повсеместно использовались детские образы, дававшие порой художественные находки, например: девочка шагает через Москву-реку, чтобы сменить соску на печенье Эйнем.


Неизв. худ. "Оттоман".  Табачная фабрика. 1900-е

   Старейший московский производитель пива и вод - Шаболовский завод Карнеева и Горшанова - стал выразителем патриотической идеи в плакате. Уже в первом известном нам листе 1896 года присутствует вид на Московский Кремль,  открывающийся в трактирном окне, перед которым на столике гостеприимно поблескивает и пенится янтарный напиток.  Используется для демонстрации  шипучей продукции и аэроплан Фармана (новый образ, ставший популярным с 1910 года), парящий в закатном небе над Москвой. "Калинкин", с предприятиями в Петербурге, Москве и Ростове, был самым крупным пиво-медоваренным производством России начала XX века.

Неизв. худ. Калинкин. 1903
Фирму отличала разнообразная реклама, ориентированная как на внутренний, так и на внешний рынок. В 1903 году была создана серия из четырех плакатов с изображением женщин, рекламирующих торговую марку "Калинкин": аллегория России, украинка, русская красавица-подавальщица и продавщица бара. Наиболее известным стал плакат, на котором предстает русская красавица на фоне карты  с нанесенными на ней городами, где производится знаменитое пиво и фруктовые воды. Шутливые сцены с бутылками пива, водки и коньяка традиционны в русской торговой рекламе начала XX века. Так, фабрикант дагестанского коньяка С. Тамазов выбрал для демонстрации своей продукции  дрессированного циркового слона, чем поразил даже видавших виды соперников, главным из которых был легендарный Шустов.

Неизв. худ. Чай. М. 1903

   Реклама мыла и парфюмерии не уступала по популярности рекламе табака, шоколада и пива. Бесспорное первенство принадлежало москвичу Брокару и петербуржцу Жукову. Герои плакатов Брокара строго следовали в одежде изменяющимся стилям искусства: от "русского стиля" до модерна. Самые изысканные дамы украшали плакаты мыльного короля А. Жукова. Повсеместно использовала в рекламе женские образы и компания "Зингер" - лидер производства швейных машин. Ее реклама с изображением русской красавицы принадлежит к числу немногих листов, подписанных автором - художником В. Табуриным.

Неизв. худ. Шаболовский пивоваренный завод. Карнеев. Горшанов. 1896

   Торговая марка "Зингер" для россиян олицетворяла конкретный бытовой предмет - символ обеспеченности - швейную машину. Еще одна торговая марка - "Треугольник" - теснейшим образом связана в нашем сознании с изделиями из резины: галошами и шинами, производителями которых была "Российско-американская компания". Из десятка петербургских рекламных листов "Треугольника" следует выделить плакат с изображением уличной сценки, автор которого напоминает всем, что наступил XX век, а в Европе популярно искусство художников-импрессионистов.

Неизв. худ. Мой первый шаг за печеньем "Эйнем". М. 1900-е

   Национальная тема в торгово-промышленной рекламе не ограничивалась костюмированными портретами русских красавиц. Природа и национальный пейзаж становятся определяющими в рекламе охотничьих принадлежностей и боеприпасов,  как на плакате Русского общества для выделки и продажи пороха. Морозный зимний день за окном контрастирует с теплом и уютом в доме, где установлена печь "Метеор", производства Мальцевских заводов.

Неизв. худ. Тов-во табачной фабрики А. Н. Богданов и Ко. 1904
Однако самый запоминающийся художественный образ был найден автором рекламного плаката чайной торговли С. Спорова в Москве. "Русский стиль" плаката, наглядно выраженный в орнаментах и шрифтах, дополняет великолепие дворцов и соборов Московского Кремля, символизирующего, как и во всей русской торгово-промышленной рекламе, отечественное происхождение товара.

Александр Шклярук


В.Табурин. Швейные машины компании "Зингер". 1900-е



Неизв. худ. Папиросы "Важные". 1900-е

Неизв. худ. Туалетное мыло "А.М.Жуков". С. Петербург. 1904

Неизв. худ. Русское общество для выделки и продажи пороха. 1900-е

Неизв. худ. Паровая фабрика конфет. 1900-е

Неизв. худ. Тов-во пиво-медоваренного завода "Иван Дурдин". 1900-е

Неизв. худ. "Калинкин". 1903

Неизв. худ. Пиво. Воды. Шаболовский завод. М. 1910-е

М. Медведев (?). Гильзы А. Викторсон. Москва. 1905

Неизв. худ. Папиросы "Бар". 1900-е

Неизв. худ. Самые лучшие в мире галоши. 1906

Неизв. худ. Коньяк акционерного общества С. С. Томазова в Кизляре. М. 1900-е

Неизв. худ. Акц. о-во Мальцовских заводов. 1900-е 

Русский рекламный плакат. Золотая коллекция - М. Изд-во "Контакт-Культура". 2013.
Сост. А.Е.Снопков, П.А.Снопков, А.Ф.Шклярук.
Текст, оформл. А.Ф.Шклфрук

Комментариев нет:

Отправить комментарий